1. Главная
  2. ЮНЕСКО
  3. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
29 Дек 2022

Тамгалы, петроглифы в археологическом ландшафте Тамгалы/Танбалы. Памятник находится на юго-востоке Казахстана, в урочище Танбалы, расположенном в юго-восточной части Чу-Илийских гор (Шу-Іле таулары, каз.), в 4 км к северо-западу от с. Карабастау и в 170 км на северо-запад от г. Алматы (Жамбылский р-н, Алматинская обл.). Памятник, по мнению подавляющегося большинства ученых, является одним из самых ярких памятников наскального искусства Казахстана и Центральной Азии.
Помимо уникальных петроглифов, расположенных непосредственно на скалах каньона Танбалы, локализованных на шести группах петроглифов, имеются многочисленные отдельные местонахождения, которых насчитывается около 50, всего 5 200 изображений внутри территории памятника Всемирного наследия. В археологический комплекс Тамгалы входят поселения и могильники, а также жертвенники, карьеры.

Петроглифы Тамгалы были обнаружены археологическим отрядом под руководством А.Г. Максимовой в 1957 г., проводившем раскопки на могильнике Каракудук II. С 1970-х гг. изучением петроглифов занимался А.Н. Марьяшев, позже экспедиция под его руководством, а также А.Г. Медоев и Б.Ж. Аубекеров, внесшие значительный вклад в изучение петроглифов Казахстана. С 1990-х гг. экспедицией, которая продолжала археологические исследования, руководил А.Е. Рогожинский. Свой вклад в общее дело внесло огромное количество ученых, краеведов, волонтеров.

Петроглифы Тамгалы были выбиты в технике пикетажа каменными или металлическими орудиями. Все они были при проведении документации разделены на 48 самостоятельных комплексов. Подлинным шедевром наскального искусства считается значительная по своим размерам плоскость с впечатляющими шестью изображениями «солнцеголовыx» божеств, выбитыx поверх вереницы небольших изображений пляшущих и молящихся людей. Крупный размер ранних петроглифов, уникальное изобразительное содержание и иконография помещают их в один ряд с ценнейшими петроглифами наскального искусства Центральной Азии.
Большинство петроглифов расположено в средней и нижней частях главного ущелья, а также в саях, расположенных к северо-западу от основного ущелья, примыкающих к горе Тамгалы. Общее количество рисунков на шести основных группах – 3200. На остальной территории памятника ЮНЕСКО насчитано еще 2 000 петроглифов.

Среди них – 30 изображений «солнцеголовых» божеств или жрецов, ряженых, воинов-палиценосцев, брачных пар, рожениц, а также многофигурные композиции с изображением людей и животных, сцены охоты на животных и сцены жертвоприношения, сетчатых быков, коней. Изображения колесниц, отпечатков «божественных ступней» встречаются редко, зато многочисленны солярные знаки. Большая часть петроглифов относится к эпохе бронзы. Рисунки, выполненные в сакском «зверином» стиле, размещены в основном отдельно от более древних петроглифов, но в некоторых случаях дополняют или даже перекрывают их. Средневековые наскальные изображения выбиты на окружающих ущелье сопках и в примыкающих безводных саях. Центральный комплекс выделяется самой плотной концентрацией петроглифов и, предположительно, алтарей, что указывает на возможное церемониальное предназначение этого места для жертвоприношений. На скалах выбивались и надписи. Так, в центральном ущелье имеется тюркская руническая и ойратская надписи.

В проходном ущелье к Шошкалы недавно обнаружены две тибетские и несколько неопределимых надписей. Сакральность местности Танбалы определяется наличием уникальной «экспозиции под открытым небом» – синхронной и плотной группы петроглифов, с разнообразным (универсальным) репертуаром изображений сцен с яркими антропоморфными и зооморфными образами, оформлявшими, как мы полагаем, древнее святилище. Они выполнены в единой стилистической манере, обозначаемой словосочетанием «художественный “стиль Тамгалы”» эпохи средней бронзы. Подтверждается многочисленными и уникальными изображениями более поздних периодов истории: так называемых, бегазинцев, а также саков, усуней, сяньби, хуннов, иранцев, древних тюрков, жонгаров и казахов. Каждое последующее «поколение» стремилось оставить свой след в сакрализации местности, отдавая должное святому месту.

Подлинными свидетельствами сакральности Тамгалы являются и многочисленные подновления петроглифов местным населением разных исторических периодов. Например, на сцене бронзового века с жертвоприношенем быка животное было обращено в лошадь с всадником в древнетюркское время. В свою очередь, под сценой изображены два «архаичных» воина, изображенных явно в «сауыскандыкском» стиле, более древнем, чем «тамгалинский». Подобными хронологическими слоями отличается едва ли не каждая крупная плоскость центрального ущелья Тамгалы. Также единичные посетительские изображения, например, «алтарь огня» имеют отношение к посещению этого сакрального места представителями иерархии иранского жречества в античности. Сакральные надписи и изображения древних тюрков и жонгаров свидетельствуют о сакральной почитаемости на протяжении четырех тысячелетий истории Тамгалы.
Эти петроглифы относятся зачастую к шедеврам наскального искусства своих хронологических периодов по художественному достоинству и самой уникальности изображений. Например: «клювовидные» олени, олени в «летящем галопе», принадлежность некоторых изображений по-прежнему остается дискуссионной, например, мужское сидящее божество относится к древнетюркской или жонгарской волне сакрализации Тамгалы. Многие из тамгалинских петроглифов находят прямые аналогии в наскальном искусстве и дошед- ших на других предметах и объектах искусства на широких пространствах от Забайкалья и Монголии до Северо-Восточного Ирана и Скандинавии. Это в полном смысле энциклопеция сакральных знаков, изображений, сюжетов, целых картин Мира, на разных этапах человеческого развития.

В 2004 г. Петроглифы археологического ландшафта Танбалы были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тамгалы был номинирован по следующему критерию: «Многочисленная и взаимообусловленная группа петроглифов со священными изображениями, алтарями и жертвенниками, совместно со связанными с ними поселениями и захоронениями, которая обеспечивает существенное свидетельство материальной жизни и верований преимущественно кочевых народов среднеазиатских степей с эпохи бронзы до настоящего момента».

Природный ландшафт Тамгалы также уникален, а многие представители растительного, возможно, и животного мира являются эндемиками.

Источник 
Горячев А.А. Тамгалы-Тас // Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – С. 165-170.
 


Файл номинации Петроглифов археологического ландшафта Тамгалы в Всемирное наследие ЮНЕСКО