Группа этноархеологии
25 Мар 2024
Этноархеологическая группа начал функционировать с 2024 года согласно решению Ученого совета Института археологии им. А.Х. Маргулана от ... 2024 года (протокол №...). Это новое научное направление, впервые создаваемое в стенах института.
Этноархеология – новая область исторической науки, которая только зарождается на постсоветском пространстве. Как следует из названия, это сочетание археологии и этнографии.
Фактически метод исследования, сочетавший в себе археологию и этнографию, широко использовался во времена царской России в XIX в. В годы советской власти эту этноархеологическую методику разрабатывали и использовали, хотя в ограничной степени, в своих исследованиях А.Х. Маргулан, М.П. Грязнов, А.Н. Бернштам, С.П. Толстов и др. советские учёные. Например, С.И. Руденко, утверждая, что сооружение пазырыкских курганов осуществлялось на основе такого коллективного мероприятия как ас (тризна), писал о важности изучения археологии применяя материалы этнографии казахского и кыргызского народов. Л.Р. Кызласов в свое время отметил, что для определения значения каменных изваяний важно изучать совместно с археологией и письменные и этнографические материалы. Этноархеологическое значение имеют статьи А.Х. Маргулана «О характере и исторической обусловленности казахского эпоса», а также монографии «Ұлытау төңірегіндегі тас мүсіндер» и «Ежелгі жыр, аңыздар». В качестве альтернативы использовал А.Х. Маргулан археологическое наследие в своей этнографической работе «Казахское народное прикладное исскуство».
Этноархеология как особое научное исследовательское направление начало широко распространяться за рубежом (Америка, Европа) в 60-70-е годы ХХ века. Появились новые ответления и стали разрабатываться новые методы.
Англо-американские археологи определяют этноархеологию как «археологию действия» и «живую культуру». Они пытаются создать единую историю, наблюдая за законами и механизмами процесса трансформации «живой» культуры в «мертвую». То есть они наблюдают и изучают в рамках исследования современную жизнь этноса и сравнивают ее с древними эпохами. Другими словами, этнографическую культуру превращает в археологию.
Сегодня казахстанская археология начала возвращаться в область казахской этноархеологии, основоположником которой можно назвать А.Х. Маргулана. Этноархеологическая группа впервые официально начала работать в составе археологической экспедиции в 2023 году на территории СКО. Организатором экспедиции выступил Институт археологии А.Х. Маргулана.
По мере углубления отечественной исторической науки в историю Казахстана становится очевидной необходимость совместного решения многих накопившихся вопросов. Такая же ситуация происходит и в области археологии. Более того, археология Казахстана непосредственно нацелена на изучение наследия кочевой цивилизации, исторических реликвий. И здесь археологии должна опираться на этнографию. Говоря языком англо-американской этноархеологии необходимы исследования, сравнивающее «мертвую» культуру с «живой» культурой.
Цель этноархеологической группы:
Сравнительное исследование казахского общества XVIII-XIX вв., его быта, традиции и обычаев, с кочевыми народами средневековья и древности.
Говоря языком англо-американской этноархеологии необходимо сравнить «мертвую» культуру с «живой» культурой и определить их взаимосвязи.
Здесь важное значение придается региональным особенностям. Например, нужно изучать казахов Жетысу сравнивая их образ жизни и экономику с образом жизни и экономикой древних народов, населявших данный регион. Следует определить, насколько соответствуют друг другу или отличаются друг от друга маршруты кочевок населявщих регион племен, сколько бы столетий ни было между ними.
Каждый регион (Жетысу, Сарыарка, Присырдарья, Алтай и др.) рассматриваются с учетом своих историко-географических особенностей, формировавшихся веками.
Задачи группы этноархеологии:
- изучение казахского общества XVIII-XIX вв., его быта (хозяйства, маршруты кочевок).
- выделение типов материальной культуры казахского народа:
Вид, жилищ, стоянок, загоны и др.;
Ювелирные изделия – декоративные украшения, конское снаряжение и др.
- Духовная культура: Генеалогия (Шежіре); Религия.
- Изучение историко-культурных памятников:
Археологические памятники (курган, каменная скульптура, древние поселения, городища и т.д.);
Архитектурные мемориально-ритуальные памятники (курганы, кладбища, гробницы, могилы, мавзолеи, надгробия, эпитафии и т.п.);
Религиозно-культовые комплексы (места мечетей, школы-медресе, храмы и т.д.).